Были времена, когда в рядах боевиков присутствовали
матёрые проповедники-«джихадисты», вроде Анзора Астемирова (Кабардино-Балкария)
и Саида Бурятского (Ингушетия), которые наизусть цитировали Коран, неплохо
ориентировались и в богословии, и в истории и даже в литературе. Все они,
конечно же, полегли в стычках с представителями сил правопорядка. Но вот след их,
к сожалению, остался. Ведь и по сей день во Всемирной паутине можно встретить
лекции этих и других ваххабитских гуру в текстовом, аудио и видео вариантах. За
последние 10 лет практически каждый известный амир оставил на YouTube своё
послание.
Мало того, методы идеологической работы с
потенциальными кандидатами в бандподполье постоянно совершенствуются. С
недавнего времени организаторы экстремистского проекта «Имарат Кавказ» стали
довольно активно осваивать социальные сети. И практически все крупные
информационные сайты «джихадистов» за рубежом обзавелись аккаунтами в соцсетях,
и, таким образом, при минимальных финансовых затратах получили широкий доступ к
заинтересованной аудитории.
С помощью этих интернет-ресурсов те, кто
сидят в уютных зарубежных офисах, потребляют сэндвичи с кофе, призывают
кавказских парней идти в промозглые – полные опасности – леса, и рекомендуют, как лучше вести «джихад» у себя
на родине. И, как ни странно, до сих пор находятся те, кто внемлет этим
инструкциям к действию.
Но если бы эти самые интернет-потребители
кроме пропагандистских экстремистских сайтов просматривали и другие, то нашли
бы информацию, которая позволила бы им понять, что никаких оснований для
ведения малого джихада на территории Северного Кавказа нет, да и боевые
действия против сил правопорядка – гиблое дело. Впрочем, и само существование в
лесу, в условиях полной изоляции от цивилизованного мира, это тоже целое испытание.
Вот о нём-то и хотелось бы поговорить с читателями.
Со свидетельствами о «лесной» жизни
достаточно ознакомиться на тех же интернет-сайтах, где «моджахеды» наряду с
воззваниями и лекциями выкладывают в свободный доступ и содержание своих
записных книжек. Одну из них мы и рассмотрим, сопроводив необходимыми
комментариями.
На первое, что хочется обратить внимание,
так это на упоминание о дисциплине в стане молодых боевиков. Правда, она
оказывается сродни тюремно-надзирательской, ибо за малейшую провинность следует
физическое наказание. Читаем.
«Новым ещё для нас было - жить по низаму
или, точнее сказать, получать наказание за нарушения. Оказывается, надо было
вести себя тихо, без лишнего шума, так как неподалёку находилось село. За шум
полагалось наказание в 5 палок по спине. Нам, привыкшим к громким джахильским
разговорам и смеху, конечно же, было очень трудно воздержаться от этого. Тогда возникало
много споров. Ведь принятие наказания и получение 5 палок по спине на глазах у
других очень задевает самолюбие человека, которого у горцев бывает с излишком».
Получается, что жестоко ошибался тот, кто
думал, что, идя в «моджахеды», он попадёт в отряд бой-скаутов, где
гарантированы горячий завтрак, обед и ужин,
тёплая постель и вежливое обращение. Нет, попав в ряды «лесных»
начинаешь привыкать к пословице: с волками жить – по-волчьи выть.
И те, кто агитирует посредством
компьютерной клавиатуры парней из Махачкалы, Грозного, Нальчика, Черкесска,
Магаса на то, чтобы рискнуть своей жизнью ради сомнительной идеи очищения веры,
не представляют - с какими трудностями столкнутся будущие защитники «чистого
ислама». Но постараемся восполнить этот пробел.
Узнаем, например, с каким оружием посылают
амиры на боевые задания подчинённых им мальчишек.
«Шла подготовка к операции. Мне поручили
высушить 2 «Шмеля», которые долгое время лежали в старом схроне под дождём. Погода
была дождливая, солнце появлялось редко. Даже когда оно проглядывало, то из-за
густого леса не находилось нормального места для сушки «Шмелей». В общем,
кое-как высушил».
И к чему же привела просушка гранатомётов?
Об этом читаем через пару страниц «моджахедского» повествования.
«Завязался бой. Один из муджахидов достал
«Шмель», направил его на муртадов и нажал на курок... Осечка! Перезарядил,
прицелился и вновь нажал на курок... Опять осечка!!! Времени играться со
«Шмелем» уже не было и его выбросили на месте».
Как видим, в критической ситуации оружие
подвело, и таким образом рядовые «джихада» в завязавшейся перестрелке стали
просто мишенью. Те, кто призывал их к борьбе с неверными, не позаботился об их
вооружении и снаряжении? Кого теперь вообще интересует их жизнь и их здоровье?
Ответ на эти вопросы краток: никто и никого. В действие вступает принцип: коли
уж назвался «моджахедом», то воюй чем знаешь и как можешь (хоть зубами грызи).
Это же самое относится и к питанию. Есть в «лесу» будешь лишь то, чем удалось
разжиться на стороне, так как централизованных поставок продуктов бандитам уже
давно не ведётся.
А добывать пищу приходится зачастую
проверенными способами (не имеется в виду покупка продуктов).
Как следует из записной книжки
«моджахеда», их банда, дабы раздобыть харчей, запланировала налёт на село. Там
располагался магазин, который воины «чистой» веры и хотели ограбить. Дело
осложнялось тем, что кроме магазина в селе располагался ещё и территориальный
отдел органов внутренних дел. Таким образом, две группы боевиков должны были
обстрелять силовиков, и задержать их, в то время как третья группа будет
опустошать магазин. Читаем далее.
«Группы пошли в село. У местных жителей,
живших на окраинах, муджахиды забрали автомобили, несмотря на их дикое
сопротивление… Каким же странным казалось такое поведение местных жителей.
Дружелюбности же, конечно, никто из них и не собирался проявлять. В итоге нашли
4 машины и поехали на них по плану…
Бой продолжался около 10 минут. После боя
группы муджахидов сели в машины и поехали на отход. Тем временем третья группа
доехала до магазина. Оказалось, что он закрыт. Стояла большая железная дверь, а
рассчитывали совсем не на это. Попытка взломать дверь, выпустив несколько
очередей по замку и петлям, не удалась. В это время уже была дана команда на
отход, и третья группа тоже поехала обратно».
На этом примере читатель видит, что на
деле те, кто позиционирует себя блюстителями нравственности и хранителями
духовных ценностей, поступают как обычные уголовники, грабящие своих ближних. Но
впереди нас ждёт ещё один интересный эпизод.
«А* приказал сжечь все машины, но
некоторые из нас, в первую очередь Х*, начали возмущаться этим, говоря: зачем
это надо делать, ведь это машины мирных людей?! В итоге машины не подожгли и
тем самым сделали большую ошибку, так как в них были следы крови. А зная о
раненых, муртады всегда начинают преследование. Это было для нас примером, что
нельзя ослушаться Амира в вопросах, где нет явного греха».
Автор записок не сожалеет о совершённом
преступлении – грабеже, при котором у обывателей были отняты недорогие машины,
для кого-то, возможно, являвшиеся единственным источником дохода. «Моджахед»
огорчается, что машины не сожгли, не уничтожили варварским способом. Ведь его и
ему подобных абсолютно не интересует, что это – имущество других людей. И,
припоминая поговорку - дьявол кроется в деталях - можно сделать вывод, что
вооружённые ваххабиты ратуют за справедливость и равноправие лишь на словах.
Когда же доходит до дела, они идут к своей цели даже по костям
единоверцев.
Итак, вооружённый налёт на село закончился
для бандитов тем, что продуктов они не достали, да к тому же потеряли одного
человека убитым; ещё один был ранен. Ну а дальнейшие описания событий впору
положить в основу какой-нибудь драмы.
«Когда мы дошли до раненого М*, его уже
осматривали. Была глубокая ночь. Накрыв раненого спалкой, братья включили
фонарики и пытались осмотреть рану. Одна пуля прошла касательно, выше стопы. На
эту-то рану поначалу никто и не обращал внимания. Вторая пуля, как потом
выяснилось, калибра 7,62 мм, пройдя сбоку через ягодицу и пробив мочевой канал,
застряла в области паха. Ходить, естественно, М* уже никак не мог. Д* лежал
рядом с раненым М*. Хоронить брата не было ни времени, ни условий. Поэтому его
спрятали на другой стороне от грейдера. Сами же мы спустились в лес и
остановились на ровном месте. Ночью идти с раненым было невозможно, да ещё и
оставшаяся группа должна была подойти. Все сразу залезли в спалки и легли
спать, так как были сильно уставшими и голодными, а времени до утра было очень
мало...
Еды у нас не было, и самое трудное нас
ждало впереди. Прошло два дня после нашей остановки. Про отдых и восстановление
сил нечего было и говорить. Кроме усталости за эти дни нам ничего не
прибавилось. Да и при виде раненого брата становилось ещё тяжелее, так как
делать с ним совсем было нечего. Один брат пытался вытащить пулю, но у него
ничего не получилось, и всё обслуживание раненого сводилось лишь к смене
повязок и отмахиванию мух, кружившихся вокруг него в эти жаркие летние дни. У
нас было такое состояние, что еле-еле шли на пост, который находился в метрах
30-ти от нас».
На последующих страницах рассказа «лесного
брата» изложено немало горестей и невзгод, что пришлось пережить ему и его
подельникам: и холод, и голод, и тяжёлые переходы с раненым на носилках, и
повторные грабежи населения. Читая всё это, невольно задаёшься вопросом:
неужели персонажи, что находятся в эпицентре тех событий, вправду верят, что
всё происходящее и есть малый джихад? Да и против кого он, собственно, ведётся,
если с населением сёл, где проживают их соотечественники, «моджахеды» ведут
себя как оккупанты времён Великой Отечественной?
Впрочем, не всё так безнадёжно в головах
некоторых молодых ополченцев «Имарата Кавказ». Осознавая, что они втянуты в
чью-то большую игру, где им предназначена роль пушечного мяса, парни наконец-то
принимают единственно верное решение. Вот как это описывает лесной летописец.
«Спустя некоторое время нас опять
отправили обратно. На этот раз уже А* с ещё тремя муджахидами пошли на равнину,
чтобы провести операцию. Через несколько дней А* с З* пришли обратно, а
остальные двое сбежали».
Конечно же, этот шаг главарь банды и
верные его соратники восприняли как предательство и при встрече с отступниками пообещали
пренепременно убить их. И невдомёк разномастным амирам, что отток от них бывших
приверженцев – это показатель того, что концепция малого джихада на территории
Северного Кавказа – земле мира, благоприятной для ислама – оказывается
несостоятельной и обнажает свою ложь.
Добровольно покинувших ряды боевиков не
единицы, их – десятки. И, думается, этим парням, увидевшим изнанку «джихада», есть
что рассказать тем, кто только собирается примерить зелёный камуфляж и податься
в «лес».
Висхан Халидов