Событие, произошедшее в религиозном мире в апреле 2010 года, получило широкий общественный резонанс. Тогда главный религиозный орган Саудовской Аравии, Высший совет улемов (самый уважаемый в исламском мире), дал определение терроризму как преступлению с точки зрения шариата. В стране, где находятся два священных города мусульман - Мекка и Медина, была принята фетва (высший закон для мусульманина), поставившая вне закона терроризм во всех его формах и проявлениях и его финансирование.
Побудительным моментов фетвы, скорее всего, стало то, что большинство терактов в мире мотивированы исламом, или, точнее говоря, исламистскими представлениями об исламе. И большинство погибающих в этих терактах - вовсе не «неверные», не «евреи и крестоносцы», а те же мусульмане, тысячи и тысячи единоверцев.
Саудовские высшие религиозные авторитеты отнесли к терроризму действия, «направленные против общественных ресурсов, на нанесение ущерба (этим ресурсам), захват самолетов и подрыв зданий».
Совет также постановил, что его решение «распространяется не только на Саудовскую Аравию, но включает все государства мира».
Действительно, ведь террор не имеет границ; террор - это лишь способ убийства без адекватного юридического обоснования, убийства (без суда и следствия) виновных в гибели других людей или же вообще невинных с той лишь целью, чтобы навести страх на окружающих. Собственно, и латинское слово «terror» означает «ужас». Когда же террор идеологически или политически мотивирован, говорят о терроризме.
Богословы Саудовской Аравии подчеркнули, что и финансирование терроризма «не имеет ничего общего с благотворительной деятельностью», которая «в соответствии с принципами шариата должна быть направлена на оказание помощи бедным, строительство больниц и школ».
Между тем, решение улемов, которое хотя и рассматривается как религиозный закон, но не определяет конкретных мер наказания лиц, финансирующих терроризм, и оставляет решение этого вопроса на усмотрение шариатских судов.
Тем не менее, на данный момент фетва - это серьезный, если не сокрушительный моральный удар по «Аль-Каиде», ее аналогам, равно как и по ближневосточным «национально-освободительным движениям» вроде «ХАМАС», «Хезболлы», «Исламского джихада» и нашего отечественного «Кавказского эмирата». Был дан однозначный посыл: терроризм - это преступление; совершая преступление, не ссылайтесь на ислам.
Принятие фетвы говорит о том, что дело каждого правоверного мусульманина бороться с терроризмом.
По поводу возможного отражения фетвы на российской действительности заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов заявил следующее: «Не исключено, что она окажет какое-то влияние на часть российских мусульман, считающих себя ваххабитами (это течение ислама в Саудовской Аравии господствующее)».
Хотя есть и другое, более реалистичное мнение, что террористы и на Северном Кавказе, и в других странах мира имеют свои собственные «улемы», которые легко объяснят, что это свои самолеты захватывать нельзя, а вражеские - можно и даже нужно. В отличие от обыкновенных уголовников, вполне осознающих, что убивать и воровать плохо, террористы себя злодеями не считают, и новая фетва для них ничего принципиально не изменит.
И в этом, к сожалению, заключается горькая правда. После обнародования саудовской фетвы теракты на Северном Кавказе не прекратились, что лишний раз доказывает, что общеисламские нормы чужды самопровозглашенному халифу «Кавказского эмирата», как, впрочем, чужда и вся исламская мораль.
Чего только стоит лишь один эпизод преступной деятельности боевиков, когда 4 июня 2010 года в дагестанском поселке Тарки один из них открыл стрельбу из автоматического оружия по людям, направлявшимся для совершения молитвы в мечеть. В результате этого инцидента один человек погиб и один ранен.
Если бы «лесные братья» хотя бы поверхностно ознакомились с Кораном, то поняли бы, что применять оружие против безоружного, ни в чем не повинного человека (а тем более единоверца) – тягчайший грех, и наказание Аллаха за это будет соответствующим.
Религиозные радикалы, несмотря на явные изъяны мировоззрения, упорно пытаются обосновать свои действия священными текстами. Но получается это далеко не всегда. В связи с этим хотелось бы привести пример из жизни правоверных мусульман. Имам Хишем Шашаа из Германии, придерживающийся взглядов, осуждающих террор и насилие, в 2009 году посетил Пакистан и выступил в мечетях и медресе с беседами о джихаде. Во время одной из бесед враждебно настроенный студент задал вопрос: «Разве это не наш долг – поддерживать наших братьев, бойцов «Аль-Каиды», «Талибана», «Кавказского эмирата», в священной войне против неверных.
Имам ответил, что Коран предписывает и позволяет вести священную войну в целях самообороны. «Но объявить джихад имеет право только глава исламского государства – халиф, - объяснил он. – Никакому Бен Ладену, мулле Омару и Доку Умарову Коран такого права не дает. Их война – это не джихад». Кто-то из аудитории выкрикнул: «Клянусь Аллахом, тебя надо убить». Шашаа дождался, пока мужчина замолчит, и ответил: «Если ты сможешь доказать мне с Кораном или суннами в руках, что я неправ, я первым возьму в руки оружие и присоединюсь к боевикам. Но это невозможно. Коран этому не учит».
Висхан Халидов
|